Дети дождя; как лечить аутизм у детей

Родители любят наблюдать, как развивается их малыш. С нетерпением ждут первой улыбки, смеха, первых шагов.

Также интересна реакция крохи на происходящее вокруг. Однако не все дети развиваются одинаково.

Ребенка-аутиста несложно выделить в толпе: он отличается необычным поведением, мало взаимодействует с другими детьми, испытывает трудности в общении.

Частотность аутизма

Ранняя диагностика и лечение может свести на нет это заболевание.

Главное направление помощи – обучение и социализация.

В российской медицине не хватает практики распознавания заболевания на раннем этапе, однако родители ребенка-аутиста могут бить тревогу раньше и обращаться к врачу.

Середина прошлого века не могла «похвастаться» таким заболеванием, но сейчас “детей дождя” становится все больше. Согласно статистике в США, в 1970-х один аутист был на 10 тысяч детей, в 2000-х годах – один на 250 детей, сейчас один на 88 детей (у мальчиков это заболевание встречается в 5 раз чаще).

В РФ не дают точной статистики по количеству детей-аутистов, так как не ведут такого подсчета. Приблизительно «детей дождя» (так называют этих ребят) в стране десятки тысяч, так что от Америки мы мало чем отличаемся.

Причины аутизма

Возможные стимулы для возникновения аутизма:

  • бесконтрольный прием антибиотиков;
  • отравление ртутью (к примеру, при вакцинации);
  • бактериальные и вирусные инфекции;
  • органические поражения ЦНС;
  • генные модификации;
  • сбои в гормональном фоне, нарушение метаболизма;
  • воздействие химических веществ на организм матери во время беременности.

До конца заболевание не исследовано, соответственно, причины достаточно косвенны. Однако наследственная предрасположенность или серьезное воздействие на организм могут вызвать аутизм.

Признаки и симптомы

Аутизм – заболевание загадочное, так как каждый пациент имеет свои симптомы.

Но все же общие черты, имеющиеся у всех «детей дождя», позволяют обобщить их в одну группу.

Картина меняется с возрастом, поэтому выделяют четыре основные группы:

  1. Ранний аутизм – дети до 2 лет;
  2. Детский аутизм – дети от 2 до 11 лет;
  3. Подростковый аутизм – от 11 до 18 лет;
  4. Взрослый аутизм.

У детей старше двух лет можно заметить характерные черты для раннего аутизма: нет контакта глаза в глаза, играет в одиночестве, не отзывается на имя. Также могут быть следующие признаки:

  • У ребенка нет желания контактировать с другими детьми.
  • Ему интересен только один вид деятельности (математика, музыка).
  • При смене обстановки у ребенка начинается паника.
  • Навыки чтения и письма в школе приобретаются очень сложно.

Лечение аутизма

Лечение является долгим и сложным процессом.

Родители должны быть готовы к тому, что результат может быть минимальным.

Важно понимать, что лечение во многом зависит от конкретных симптомов, а у всех детей они разные.

Применять лекарства в данном случае не совсем эффективно, но они могут облегчить некоторые симптомы. Основные способы – адаптационные и психиатрические.

Методы лечения:

  1. Прикладной анализ поведения. Метод довольно старый, полно исследованный, разработанный для этой болезни. Принцип: обучение конкретным навыкам.
  2. Логопедия и речевая терапия. У большинства больных аутизмом проблемы с речью и движением языка: дети не говорят или не пользуются речью. Лечение направлено на разработку этих навыков.
  3. Трудотерапия. В этом случае акцент делается на формирование бытовых умений. При практически неразвитой мелкой моторике детям с аутизмом это будет очень полезно.
  4. Физиотерапия. У аутичных детей задерживаются навыки большой моторики, часто они гипотоничны (имеют низкий мышечный тонус). С помощью этого способа можно сформировать выносливость, координацию, спортивные навыки.
  5. Терапия социальных навыков. Главная проблема у таких детей – отсутствие социальной адаптации и коммуникации. Эти навыки нужно формировать.
  6. Поведенческая терапия. «Дети дождя» не всегда могут сказать о том, чего хотят, страдают гиперчувствительностью к свету, звукам, прикосновениям. Терапевты учат родителей понимать, что скрывается за таким поведением, как скорректировать его.
  7. Развивающая терапия. Целью такого метода является повышение социальных, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
  8. Визуальная терапия. Дети-аутисты мыслят визуально, поэтому электронные системы коммуникации дают хороший эффект.
  9. Биомедицинские методы лечения. Используются медицинские препараты, специальные диеты, добавки, гомеопатия и альтернативные способы коррекции состояния.

Правила при лечении ребенка

Залогом успешной коррекции состояния являются определенные правила для родителей, которые нужно соблюдать:

  • Лечить больного аутизмом нужно не только в больнице, но и дома, в саду, на улице. Родители должны водить ребенка к психологу, посещать его сами.
  • К подбору психиатра нужно подойти тщательно: выбрать хорошего специалиста. Менять врача часто не следует, так как это может отразиться на эмоциональном состоянии ребенка.
  • Главный принцип – повторение. Чтобы аутист чему-то научился, нужно изо дня в день все повторять.
  • Родителям нужен отдых от лечения ребенка, так как это тяжело в эмоциональном плане. Да и отдохнув, можно заметить новые улучшения, которые при каждодневном общении были не видны.
  • Обязателен строгий режим дня.
  • Родителям желательно найти компанию среди таких же родителей детей-аутистов. Созданы группы, в которых взрослые делятся своим опытом.
  • Взрослые должны уметь привлечь внимание: обращаться по имени, не повышать голос.
  • Запрещено менять обстановку, привычную для ребенка.

Таким образом, лечение аутизма является очень трудоемким процессом. Своевременное выявление заболевания, комплексная терапия помогают облегчить состояние, а в некоторых случаях от него избавиться.

Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии “Алвиан” в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904.

Обращайтесь по тел.:
+74999400734 или +79150066186 — WhatsApp

Самое важное для ребенка – поддержка родителей. Нельзя отворачиваться от малыша и игнорировать его болезнь. Вместе можно победить любые неприятности.

Источник:
http://momjournal.ru/zdorove-rebenka/detskie-bolezni/kak-lechit-autizm-u-detej.html

Аутизм у ребенка. Причины, симптомы, лечение и профилактика аутизма

Аутизм у детей — это особое психическое расстройство у детей, которое объясняют нарушениями в работе головного мозга и ЦНС. Термин в первый раз был употреблён в 1910 году. Этому диагнозу всегда сопутствуют проблемы с развитием речи, социализацией ребёнка в обществе, неспособностью создавать контакты и поддерживать общение. Учёные, наблюдая за развитием этой болезни у детей, приходят к диаметрально противоположным выводам как в отношении диагностики, так и в объяснении причин появления заболевания и его лечения.

Виды детского аутизма

Известны несколько детских расстройств, которые могут классифицироваться как разновидности аутизма:

  • Ранний инфантильный аутизм (синдром Каннера);
  • Атипичный аутизм;
  • Синдром Аспергера;
  • Кататонический синдром.


Ранний детский аутизм (РДА) обычно наблюдается в первые три года жизни ребёнка. Иногда такую форму аутизма путают с дезинтегративным расстройством, «детской деменцией», которое проявляется у малышей до 2-х лет. Дети резко утрачивают все усвоенные до этого навыки: от социальных вместе с речью и желанием общаться до контроля мочевого пузыря и кишечника. В США это заболевание относится к расстройствам аутеистичного спектра.

Атипичный аутизм характеризуется ослаблением связи ребёнка с окружающим миром, отсутствием интереса к окружающему, нежеланием устанавливать эмоциональный и речевой контакт с людьми. Атипичная разновидность аутизма дает о себе знать у малышей старше 3-х лет; ей могут сопутствовать одни из основных симптомов — коммуникативное расстройство и эхолалия.

Синдром Аспергера проявляется в маниакальном стремлении к повторяющимся действиям, монотонности и трудности в общении с окружающими. У подростков его проявления отягощаются депрессией и постоянной тревожностью.

Психопатологический синдром, называемый кататонией, проявляется у ребёнка в виде двигательных расстройств, резкой смены различных типов поведения и обычно сопутствует аутизму.

Видео аутизм у детей

Симптомы аутизма у ребенка

Многолетние наблюдения врачей и психологов позволяют составить практически полную картину признаков детского аутизма. Сюда относят весь комплекс нарушений в поведении, которые проявляются в патологических изменениях психомоторных качеств и речевых навыков.

  1. Отсутствие социализации. У ребёнка имеются трудности в выражении эмоций, общении с другими людьми. Он может противиться поцелуям и объятиям, другим формам демонстрации привязанности.
  2. Задержка развития речи. Малыш не умеет говорить и не проявляет желания к выражению своих мыслей с помощью слов.
  3. Отсутствие навыков коммуникации — речь для общения с людьми не применяется.
  4. Эхолалия. Бездумное повторение слов и выражений за другими людьми. При этом у ребёнка наблюдается хорошая механическая память.
  5. Ребёнок не применяет местоимение «я» к самому себе, вместо него использует «ты». Это связано с трудностями самоидентификации. При обращении к крохе с просьбой «Подними руку!», аутист выполняет поручение не со своей рукой, а с рукой человека, который к нему обратился.
  6. Синдром Аспергера. Стремление к однообразию, повторяющимся играм, поглощение и увлечение внимания какой-либо одной деталью игрушки. Появление болезненного беспокойства при нарушении распорядка дня, игры.
  7. Отсутствие инстинкта самосохранения — ребёнок может не бояться высоты и не понимать, что представляет для его жизни опасность.
  8. Тяга к самоповреждению. Такая аутоагрессия проявляется в причинении своему телу физических увечий и травм.
  9. Сенсорные нарушения — непереносимость музыки, прикосновений к телу во время мытья или стрижки.

При постановке диагноза могут наблюдаться все перечисленные симптомы или только некоторые из них.

Причины возникновения аутизма у ребенка

Генетический сбой, который повлиял на работу головного мозга, вероятность наследственной отягощённости у ребёнка — первые из причин происхождения болезни.

Япония является страной с самым высоким показателем аутизма в мире: в ней на каждые 10 000 здоровых жителей приходится 181 больной с этим синдромом. Учёные страны восходящего солнца ещё в 70-е годы ХХ века отказались от прививки АКДС: после введения вакцины наблюдалась высокая смертность; у детей в разы увеличивался риск развития аутизма. Некоторые мировые исследователи связывают появление болезни с влиянием на головной мозг ртути, содержащейся в большинстве прививок, которая поражает детскую ЦНС.

Читать еще:  Диета после операции на геморрой: меню на неделю, правила питания

Часть учёных считают, что высокое содержание химикатов в окружающей среде и их проникновение в организм влияет на состояние серого вещества в мозге. Одна из причин появления аутизма — влияние как на будущую маму, так и на уже родившегося малыша генномодифицированной продукции. Главным врагом признан гербицид глифосат, который вместе с пищей поступает в организм и вмешивается в процессы пищеварительного тракта. Химикат приводит к сокращению количества очень важных аминокислот (тирозина, триптофана и фенилаланина) в желудке, что приводит к ожирению, болезни Альцгеймера, депрессии и аутизму.

Генная инженерия изменила сою и кукурузу так, чтобы они выдерживали большие дозы этого гербицида. Лидером последних десятилетий по использованию технологии ГМО является США. Страна-чемпион по употреблению генномодифицированных продуктов, в 2016 году насчитывала по одному больному аутизмом ребёнку на каждые 68 здоровых детей. США входит в пятёрку стран, где зарегистрировано наибольшее количество детей с аутизмом, что, вполне возможно, напрямую связано с ГМО.

Лечение аутизма у детей

Наиболее результативно производится коррекция раннего детского аутизма. Только 30% больных с тяжёлыми формами заболевания, с синдромом Каннера и атипичным аутизмом, имеют не самые благоприятные прогнозы лечения. В 60% у детей наблюдается стабильное улучшение состояния после курсов психокоррекции и приёма медицинских препаратов.

Настольной для родителей, чьи дети имеют нарушения в развитии, стала «Книга Я» клинического психолога Ивора Ловааса. Учёный призывает маму и папу вместе со специалистами принимать активное участие в терапии и акцентирует внимание на трёх китах методики — обучении языку, игре и привязанности. Лаваас относит агрессию и несогласие некоторых ребятишек с требованиями родителя или психолога к позитивным моментам терапии, считая это ответной реакцией.

В традиционные программы по лечению аутизма входят: посещение детьми курсов нейрокоррекции поведения и тренировки силы воли; работа с психологом для развития способностей коммуникации; занятия с логопедом и дефектологом.

Самым популярным на сегодня является метод АВА-терапии. Он состоит в пошаговом изменении у ребенка привычной для него модели поведения. Работа начинается с имитирования — повторения жестов малышом-аутистом за специалистом, после чего наступает постепенный переход к выполнению простых действий: закрыть дверь, подать книгу или включить свет. Так развивается эмоциональный отклик — детям становится приятно совершать какие-то действия и получать за это поощрение, происходит их социологизация.

Двигательные и когнитивные навыки малыш может приобрести во время игры. Для этого используют компьютерные технологии — коррекционные комплексы с видеоуправлением для развития типа «Timocco». Во время их использования у детей развивается двусторонняя координация, увеличивается скорость реакции, тренируется внимание и координация движений, развивается абстрактное мышление.

Медикаментозное лечение аутизма осуществляется с помощью, прежде всего, препаратов ноотропной группы. Они призваны стимулировать деятельность детского мозга, активизировать в нём процессы мышления и запоминания информации. Некоторые виды лекарств могут оказывать на психику как тормозящее воздействие, к ним относят «Панограм» и «Фенибут», так и возбуждающее с антидепрессивным эффектом: «Когитум», «Энцефабол», «Пикамилон».

В терапии аутизма для повышения концентрации внимания, интеллектуального и речевого развития хорошо себя зарекомендовали «Церебрализин» и «Кортексин».

При наличии у страдающего аутизмом страха и тревожных состояний врачи выписывают транквилизаторы. С помощью нейролептиков у детей корректируются такие симптомы, как аутоагрессия, двигательная расторможенность и стереотипное поведение. На базе приёма антидепрессантов создаются условия для увеличения контакта с больным ребёнком специалистов-психологов, а у самого малыша начинает появляться интерес к окружающему миру.

Аутизм — тяжёлое и не до конца изученное наукой заболевание. Печальные статистические прогнозы предрекают: этот диагноз к 2025 году будет поставлен каждому второму ребёнку на Земле. Современные методы коррекции и правильно подобранные медикаментозные препараты способны помочь и родителям, и детям в борьбе с этим заболеванием.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Источник:
http://vse-pro-detstvo.ru/zdorove_detey/autizm-u-detey-prichinyi-simptomyi-lechenie-i-profilaktika-autizma

Лечение аутизма у детей

Под аутизмом подразумевают различные нарушения развития, которые проявляются в первые месяцы или годы жизни ребёнка и сопровождают его на протяжении всей жизни. Распознать аутизм можно по нарушению речевой деятельности, затруднению взаимодействий с людьми, нетипичным поведенческим реакциям и образу мышления. Аутисты живут в своём мире, им сложно найти место в социуме, однако зарубежная медицинская практика показывает, что адаптировать «других» детей возможно.

В России, к сожалению, диагностика и лечение аутистических расстройств у детей часто ложатся на плечи родителей. Если такие проблемы знакомы вам, то не отчаивайтесь: ищите хорошего специалиста и тем временем занимайтесь с малышом по специальным программам развития особых детей, которые сегодня легко найти в Сети.

Излечим ли аутизм у детей

Все родители, обнаружив аутизм у ребёнка, первым делом задаются вопросом можно ли вылечить это расстройство. Многочисленные исследования показывают, что побороть проблему действительно можно. Речь идёт не о выздоровлении как таковом, а о социализации ребёнка-аутиста, расширении его стереотипных реакций, формировании важных для жизни навыков и развитии речевой функции. Эффективность методик полностью зависит от степени развития расстройства, так, к примеру, при лёгких формах аутизма удаётся практически полностью решить проблему. К тому же чем раньше будет выявлено расстройство и начнётся работа над ним, тем лучшего результата удастся достичь. Именно поэтому рекомендуется обращать пристальное внимание на поведенческие особенности ребёнка ещё с первых месяцев, а при отклонениях от нормы обращаться к специалисту.

На вопрос излечим ли аутизм, к сожалению, нет однозначного ответа, у детей патология развивается по различным сценариям, поэтому то, что даёт результаты одним, не работает с другими. Узнать, удалось ли победить проблему можно только после длительного наблюдения по окончанию адаптационных программ.

Если этот диагноз не понаслышке знаком вашей семье, не спешите отчаиваться: хоть единого рецепта лечения нет, но положительные результаты пациентов по всему миру дают надежду. Во многих странах аутисты являются полноценными членами общества и живут нормальной жизнью.

Лечение аутизма у детей

Если у ребёнка диагностировали аутизм, то первое о чём хочется узнать родителям, как вылечить расстройство. Многие забывают, что аутизм – это не совсем заболевание, по крайней мере в прямом понимании этого слова, поэтому единого плана лечения не существует, методы подбираются индивидуально для каждого конкретного случая. Лечение в любом случае должно опираться на поведенческую терапию, только так можно свести проявления аутизма у детей к минимуму. Существует масса программ, нацеленных на коррекцию аутистических расстройств. Ребёнка учат жить в этом враждебном, как ему кажется, мире, коммуницировать с людьми, быть самостоятельным, решать хотя бы минимальные повседневные бытовые задачи. Если у малыша проблемы с речью, то важной частью лечения являются занятия с логопедом. Ребёнок должен научиться контролировать свои эмоции и своё тело, поэтому частью терапии являются психологические и физические упражнения.

Бытует мнение, что аутистические расстройства можно вылечить медикаментозно. Но как с помощью лекарств лечить аутизм у детей? К сожалению, никак, это – миф. Как и миф то, что появление аутизма у детей могут спровоцировать прививки. Лекарственные препараты как метод лечения абсолютно бесполезны, однако они могут убрать сопутствующую симптоматику, если она присутствует (например, аутистам часто выписывают успокоительные). При аутизме у детей показана специальная диета, которая ограничивает приём продуктов, содержащих казеин и глютен в большом количестве, так как считается, что эти белки влияют на функции головного мозга.

Ухаживать за ребёнком с аутистическим расстройством и учить его – задача непростая. Часто родителям особенного малыша требуется квалифицированная психологическая помощь. Не стесняйтесь обращаться за ней.

Источник:
http://detstrana.ru/article/roditeli/zdorove/lechenie-autizma-u-detej/

Самые эффективные методы лечения детского аутизма и рекомендуемая диета

Не существует единого метода лечения аутизма так же, как не существует двух одинаковых случаев этого заболевания. Все дети разные и имеют разные потребности.

Однако, во всех случаях важно как можно раньше начать лечение, как путем психотерапии, так и через соответствующий рацион и добавки. Которые дополняются методами лечения направленными на развитие нормального поведение ребенка в обществе и семье, учат коммуникации, распознаванию намерений других людей, – все зависит от того, чего ребенку не хватает.

Следует отметить, что подход к аутизму должен учитывать как психический, так и физический аспект заболевания. Болезни и нарушения со стороны ума, так и тела могут влиять на жизнь ребенка с аутизмом.

Диета при аутизме

В настоящее время, ранний диагноз аутизма у ребенка дает ему шанс на излечение или минимизацию симптомов. Лечение аутизма – это в наше время не только психотерапия.

Американские врачи, объединившиеся в Autism Research Institute в Чикаго, лечат аутизм пищевыми добавками, диетой и травами. Потому что большое количество детей (более 80%), страдающих аутизмом, имеют, так называемый, синдром повышенной кишечной проницаемости. Бывают случаи (около 60%), как утверждают родители и специалисты – когда после лечения указанного синдрома дети начинают говорить.

Аутизм – это заболевание, причины которого еще не до конца ясны.

hepingting, lic. CC BY-SA 2.0

Врачи из Autism Research Institute, считают, что излечение от этой болезни и восполнение недопроизводства витаминов и минералов является базой для терапии поведения и дает большую надежду на преодоление аутизма.

Читать еще:  Токсикоз при беременности — виды, причины, что делать и когда необходимо лечение от токсикоза

В США возникло сообщество DAN (ang. Defeat Autism Now – Победим аутизм сейчас), объединяющее врачей и родителей больных детей, которые считают в лечении аутизма надо сначала сосредоточиться на восстановлении здоровья тела, а потом разума.

По мнению врачей DAN, дети с аутизмом имеют следующие заболевания и симптомы болезни:

  • желудочно-кишечный тракт – реакция на глютен и казеин; и общий недуг – синдром повышенной кишечной проницаемости;
  • ослабленную или поврежденную иммунную систему и связанную с этим подверженность аллергиям;
  • дефицит микроэлементов и витаминов (в результате нарушения обмена веществ, а также склонности детей к избирательному питанию и ограничению рациона несколькими блюдами) – из-за этого им не хватает, как правило, цинка, магния, селена, хрома и витаминов C, B6, B12, E, фолиевой кислоты;
  • бактериальный дисбаланс в кишечнике;
  • слабая способность борьбы со свободными радикалами;
  • отравления тяжелыми металлами, в основном, ртутью (это происходит вследствие сниженной способности выведения из организма тяжелых металлов);
  • грибковые, бактериальные и вирусные инфекции.

Только после излечения ребенка от этих заболеваний, врачи DAN передают пациента далее – терапевтам, психологам, психиатрам и педагогам.

Лечение аутизма, по мнению врачей DAN, заключается в: правильно подобранных дозах витаминов и пищевых добавок (важны пробиотики и рыбий жир), применении диеты (без молочных сливок и глютена), приеме препаратов, повышающих иммунитет, так называемое хелатирование от тяжелых металлов и применение лекарственных противогрибковых средств (наряду с без сахарной диетой).

Из рациона аутичного ребенка необходимо исключить:

  • сладости;
  • сладкие фрукты, такие как бананы, виноград;
  • фруктовые соки, содержащие сахар или подсластители;
  • сахар;
  • подсластители;
  • мед;
  • уксус;
  • горчицу;
  • кетчуп;
  • майонез;
  • сливочное масло;
  • продукты, консервированные и маринованные;
  • молочные продукты;
  • белый хлеб;
  • белый рис;
  • картофель;
  • белую муку;
  • готовые продукты в виде порошка;
  • другие продукты, содержащие консерванты;
  • чай.

Вместо этих продуктов, рекомендуется употреблять:

  • гречневую крупу;
  • кашу из просо;
  • коричневый рис;
  • фруктов, содержащих мало сахара: яблоки, киви, грейпфруты;
  • яйца;
  • рыбу;
  • птицу;
  • овощи, зелень;
  • лимон;
  • семена тыквы;
  • семена подсолнечника;
  • чеснок;
  • минеральную воду;
  • оливковое или льняное масло (вместо сливочного).

Методы лечения аутизма

Есть много разновидностей аутизма – больные ведут себя действительно по-разному и проявляют разный уровнем развития, следовательно, лечение должно быть индивидуализированным. Нет лучших или худших терапии.

В мире наиболее часто применяется терапия TEACCH (англ. Treatment and Education of Autistic and Related Communication In Children). Это метод, который состоит в объединении действий родителей, хорошо знающих свое дитя, с работой врачей.

Ещё один распространенный метод – поведенческий анализ, то есть метод «малых шагов», целью которой является поощрение и награждение за нужное поведение, и RDI (англ. Relationship Development Intervention) – метод Функций, при котором мы сначала принимаем мир ребенка с аутизмом, а потом мы показываем ему свой, а он потом выбирает сам выбирает правила поведения.

Метод поведенческой терапии

Поведенческая терапия является одним из основных методов лечения детей, страдающих аутизмом. Рекомендуется особенно во время раннего вмешательства, то есть в случае детей до трех лет. Его целью является, прежде всего, научить ребенка самостоятельного функционировать в повседневной жизни, и, по возможности, легко приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.

Метод поведенческой терапии применяется с начала 60-х годов XX века, когда впервые была доказана их эффективность. Оказалось, в частности, что простые раздражители могут быть успешно использованы в терапии аутичных детей.

Наибольшее внимание этот метод привлек в начале 70-х годов., после публикации I.Lovaasa результатов исследований, подтверждающих невероятную эффективность терапии речи у детей с аутизмом. Из более поздних исследований I.Lovaasa с 1988 года, следовало что около 47% детей с аутизмом, которым начали проведение поведенческой терапии до окончания третьего года жизни, добивались столь значительных успехов, что после нескольких лет интенсивного обучения не отличались уровнем развития от сверстников из общей школы.

Этот метод основан на исходном предположении о бихевиоризме. Родитель или терапевт стараются усиливать желательное поведение и уменьшить поведение неправильное. Чем большей способности к адаптации ребенок достигает, тем больше будет его самостоятельность и независимость.

Основные цели поведенческой терапии:

  • укрепление желательного поведения;
  • устранение нежелательного поведения;
  • поддержание эффектов терапии.

Поведенческую терапию начинают с изучения основных навыков, то есть правильной коммуникации, например, с сохранения зрительного контакта, самообслуживания, например, правильного питания, выполнения простых словесных команд, например, поиска и сбора конкретных предметов.

В работе с аутичным ребенком, терапевт базируется, прежде всего, на позитивных усилениях. Это означает, что за поведение, которое является желательным, ребенок каждый раз получает четкую похвалу. Это могут быть премии в виде мелких лакомств, объятий, поцелуя или игрушки.

Важно, чтобы награждение правильного поведения происходило непосредственно после него, и это было хорошо заметно. Ребенок должен быть уверен, что заслужил похвалу своим конкретным поведением и что именно от него зависит, будет ли в будущем он получать еще похвалу.

Поведение негативное подавляется отсутствием награды и предложениями ребенку заняться альтернативной формой деятельности.

Как воплотить в жизнь поведенческую терапию

Поведенческая терапия должна проводиться, по крайней мере, 40 часов в неделю, из которых как минимум половина должна проходить в центре терапии под наблюдением квалифицированных врачей. Оставшееся время работы программы может быть реализовано в домашних условиях под руководством родителей или опекунов. Место для занятий должно быть отдельном миром, в котором будут находиться только те предметы, которые служат для терапии. Ребенку не должны мешать лишние раздражители, например, шум.

Реализуя программу терапии, очень большое внимание следует уделять заметкам. Задачи, которые выдаются и достижения ребенка необходимо подробно записывать. Это чрезвычайно важно при планировании последующих этапов терапии, а также оценке эффективности текущих.

В поведенческой терапии важным методом является, так называемый, принцип малых шагов. Изучение каждого действия должно происходить последовательно. Если ребенок научится одному поведению, к обучению следующему надо переходить только тогда, когда первое будет полностью освоено.

Программа должна быть адаптирована к возможностям ребенка. Нельзя руководствоваться желанием скорейшего достижения поставленных целей терапии. Сложность задач должна быть градуирована. Начиная с простейших действий, очень медленно переходим к примерам поведения в новых задачах.

Поведенческая терапия вызывает много споров. Некоторые обвиняют её в предметности и «сухости» обращения с ребенком. Его базис отличается, например, от опционального метода, в котором терапевт следует за ребенком.

В поведенческой терапии ожидается, что ребенок будет следовать установленным образцам поведения. Но лечение должно адаптироваться к возможности ребенка. То, что явно помогает развить способности одного ребенка, у другого, оказывается мало эффективным. Поэтому стоит ознакомиться с различными техниками, чтобы окончательно выбрать одну самую эффективную для малыша.

Опциональный метод

Опциональный метод представляет собой некую философию контакта с аутичным ребенком. Основан не на конкретных терапевтических методах, а подходе к ребенку с попыткой понять его мир. Терапия начинается с работы с одним родителем, который должен принять своего ребенка таким, какой он есть.

Родитель пытается войти в мир ребенка, имитируя его поведение, пытаясь понять его поведение и воспринять его реальность. При этом не пытается насильно заставить его изменить свое поведение.

Родитель, готовый использовать опциональный методом, начинает работу с наблюдения за ребенком. Имитирует его движения, жесты, издаваемые звуки. Если ребенок что-то крутит снова и снова, родитель-терапевт делает то же самое. Устанавливает вслед за ребенком автомобили в ряд, кивает головой снова и снова.

Таким образом, обращает на себя его внимание, становится одним из элементов его мира. Родитель должен завоевать доверие и мотивировать ребенка к тому, чтобы со временем побудить его выходу из своего упорядоченного мира. Этот процесс, однако, требует времени и терпения. Терапия длится не по несколько часов в день, а с утра и до ночи.

Терапия должна проводиться в обстановке, в которой ребенок чувствует себя в безопасности. Ничто не должно помешать ему успокоиться, окна должны быть закрыты, в комнате не должно быть вещей, отвлекающих внимание ребенка. Чем проще будет для ребенка этот новый мир, тем легче будет ему познать его и решиться в него вступить.

Лечение аутизма опциональным методом

Опциональный методы основан не на конкретных техниках и не имеет схемы занятий. Каждая сессия уникальна. Родитель учится воспринимать и интерпретировать поведение ребенка, которое имитирует. Ребенок, таким образом, может обратить внимание на родителей или психотерапевта. Приобретя доверия, когда мы исключаем угрожающие стимулы и поэтому избегаем поведения, которое вызывает в нем страх.

Терапевт следует за ребенком, а потом показывает ему предложения собственного поведения. Этому должна предшествовать устная информация. Со временем вы можете ввести более сложные задачи, начать чего-то требовать, направлять ребенка на выполнение простых и конкретных команд. Ребенка, однако, нужно мотивировать, а не принуждать. Например, чрезмерное подражание «плохому» поведению может показать ребенку, что есть и другие возможности реагирования на ситуацию.

Как и любой другой метод, это также не дает гарантии успеха в работе с аутичным ребенком. Также он сложен из-за своей сущности, отсутствие наличия конкретной программы и методов лечения. Вместо того чтобы думать, как что-то изменить, родитель фокусируется на понимании того, почему ребенок себя так ведет. А успех – это понимание, что мир аутичного ребенка не беден. Он просто другой.

Холдниг-терапия

В свете лечения аутизма, также много говорят о холдинг-терапии, которая основа на создании или восстановлении эмоциональной связи между матерью и ребенком через применение близкого контакта. Вопреки разговорным отзывам, требует работы под наблюдением терапевта, потому что легко сделать ошибки.

Читать еще:  Как приучить к горшку мальчика и девочку

Аутизм не является приговором. Несмотря на то, что многие считают его неизлечимой болезнью, есть случаи, когда раннее вмешательство, реабилитация и психотерапия позволили существенно ликвидировать симптомы аутизма.

Когда у 18-месячного Рауна Кауфмана был поставлен диагноз «аутизм», он имел коэффициент интеллекта ниже 30. В настоящее время его научные успехи вдохновляют многих студентов к работе с детьми с отклонениями в развитии. Его жизнь – доказательство того, что общий выход из аутизма возможен.

Источник:
http://sekretizdorovya.ru/publ/lechenie_autizma/3-1-0-85

Признаки аутизма у детей, его причины и способы лечения

  1. Причины детского аутизма
  2. Виды аутизма у детей и взрослых
  3. Симптомы и признаки аутизма у детей
  4. Что такое легкий аутизм
  5. К какому врачу обратиться, если замечены признаки аутизма
  6. Лечение аутизма
  7. Как распознать аутизм у подростков
  8. Почему количество больных аутизмом постоянно растет
  9. Прогнозы для детей с аутизмом

Причины детского аутизма

Со стопроцентной точностью о причинах аутизма не скажет ни один врач, поскольку их достоверность пока не доказана. Наследственность – это основная теория на сегодняшний день. То есть, если у родственников присутствуют признаки расстройств аутистического спектра (РАС) или других психических аномалий, у ребенка предрасположенность к аутизму будет выше.

Также предполагают о наличии других предпосылок аутизма:

  • черепно-мозговые травмы;
  • инфекционные патологии;
  • особенности обмена веществ;
  • тяжелая беременность у матери;
  • неблагоприятные обстоятельства жизни в период раннего детства.

Сложность заболевания состоит в том, что его невозможно диагностировать с помощью лабораторных анализов и медицинских обследований. Только по поведению ребенка можно поставить предполагаемый диагноз. Психиатру и психологи могут провести ребенку расширенное тестирование для определения аутистических признаков. Кстати, родители могут пройти простой тест онлайн, он называется M-chat. После ответов на 10-15 простых вопросов о поведении ребенка система выдаст результат: низкий, средний или высокий риск аутизма. При среднем и высоком стоит обратиться к врачу.

Виды аутизма у детей и взрослых

Существует около 20 вариантов РАС, которые отличаются друг от друга по степени выраженности и проявлениям. Самым благоприятным считается синдром Аспергера, при котором ребенок достаточно открыт социуму, обладает высокими интеллектуальными способностями и хорошо развит, но может иметь дефекты речи и поведенческие особенности.

Атипичный аутизм – это форма заболевания, при которой малыш до 3 лет нормально растет и развивается, а после пересечения 3-летнего рубежа резко регрессирует, теряя полученные навыки на глазах у родителей.

Конечная стадия атипичного аутизма – практически полная потеря социальных навыков и очень сильные дефекты речи.

Синдром Каннера – это так называемый детский аутизм. Он проявляет себя еще до 3-летнего возраста и выражается как нарушения взаимодействия с окружающим миром. При этом заболевании поведение малыша кардинально отличается от поведения его сверстников.

Симптомы и признаки аутизма у детей

Иногда признаки аутизма можно заметить еще в младенческом возрасте, но чаще всего они проявляются ближе к 3 годам. Симптомы заболевания таковы:

  • нет мимики и жестов при разговоре;
  • отсутствие речи или сильные дефекты в ней уже в возрасте полутора лет;
  • отсутствие зрительного контакта при разговоре со взрослым;
  • отсутствие улыбки;
  • отсутствие потребности в разговоре;
  • игнорирование существования других людей – ровесников и взрослых;
  • отсутствие подражания родителям;
  • отчужденное поведение;
  • истерики при смене привычной обстановки;
  • любовь к занятиям наедине с собой;
  • отсутствие фантазии и воображения;
  • наличие привязанности к определенному предмету;
  • постоянное повторение одних и тех же действий;
  • сосредоточенность только на чем-то одном.

Дети с аутизмом плохо развиваются, но это дает возможность проявляться скрытым талантам. Они часто необычайно одаренны в музыке, математике, физике.

Иногда у ребенка наблюдается несколько симптомов, которые могут как быть признаками аутизма, так и говорить о наличии совершенно других отклонений. Поэтому при постановке диагноза беседа с психологом и прохождение психологических тестов обязательна, однако даже это не дает точной гарантии выявления болезни. Иногда диагностировать аутизм можно только после 3 лет.

Что такое легкий аутизм

Иногда врачи говорят о так называемой легкой форме заболевания. В этом случае мнения медиков также делятся на 2 категории – одни поддерживают наличие легкого аутизма, другие его опровергают. На самом деле такая патология характеризуется проявлением только нескольких симптомов, например, нарушений речи или социальной закрытости.

Люди с легким аутизмом осознают свое заболевание и в большинстве случаев могут контролировать поведение и казаться обычными среди других людей. Однако длительное подражание здоровым людям может вызвать у аутиста сильный стресс, вплоть до нервного срыва.

Какой бы ни была форма аутизма, к совершеннолетию этот диагноз либо снимают вовсе, либо диагностируют классический аутизм, с которым человек учится жить.

Часто к аутистам «легкой формы» относятся с раздражением из-за мнения о том, что они могут себя контролировать, просто не хотят этого делать. Они действительно могут, однако это дается им очень сложно, а в некоторых случаях с практически невозможными усилиями. К таким людям нужно относиться с пониманием и не заставлять их казаться здоровыми.

К какому врачу обратиться, если замечены признаки аутизма

Даже если вы практически уверены в том, что настоящий диагноз – это аутизм, сначала нужно обратиться к педиатру, чтобы он выписал направление к другим врачам. Он отправит к психологу и неврологу. На этом этапе высок риск того, что ребенку диагностируют совершенно другую патологию, поскольку многие симптомы аутизма пересекаются с другими болезнями.

Если аутизм все же подтвердился, ребенку нужно наблюдаться у невролога, психолога и педиатра, чтобы контролировать состояние. Сначала психолог с помощью различных методик определяет, с какой сферой нужно работать – с социальной, эмоциональной или речевой. После этого он составляет план лечения, к которому подключаются коррекционный педагог, социальный психолог, логопед, дефектолог или реабилитолог – в зависимости от выявленных нарушений.

Лечение аутизма

Существует большое количество психологических методик, с помощью которых лечат аутизм. Практически каждая из них направлена на обучение аутиста определенным сценариям поведения. Во время терапии с пациентами активно общаются, приучая их к жизни в социуме. Насколько быстро будет виден прогресс, зависит не только от врачей, но и от родителей, которые должны окружить ребенка вниманием и следовать рекомендациям специалистов.

  • При обучении ребенка акцентируйте внимание на постоянном повторении одних и тех же действий. Если вы уже научили его чистить зубы, повторяйте этот навык снова и снова, иначе малыш его забудет.
  • Разработайте четкий режим дня и следуйте ему, не делая исключений.
  • Ни в коем случае резко не меняйте обстановку, в которой находится ребенок, не заставляйте его резко осваивать новые навыки.
  • Уделяйте ребенку как можно больше внимания, постоянно общайтесь с ним.
  • Нельзя наказывать ребенка. Особенно важно не повышать на него голос.
  • Если у ребенка наблюдаются сильные речевые дефекты, изучите с ним несколько игр с применением карточек с яркими рисунками.
  • Не переусердствуйте в своем стремлении. Время от времени давайте малышу отдохнуть и побыть наедине с собой.
  • Проконсультируйтесь с врачом по поводу зарядки и регулярно выполняйте с ребенком физические упражнения.
  • Если ребенок проявляет какую-либо инициативу, дайте ему время, не торопите его, иначе он может потерять интерес.

В доме всегда должна царить спокойная дружеская и теплая атмосфера. Запаситесь терпением, оно понадобится вам при последовательном обучении ребенка.

Не забывайте и о своем состоянии. Не перетруждайтесь, давайте себе возможность спокойно отдохнуть. Медленно, шаг за шагом вы сможете убедить ребенка, что общение и контакт со сверстниками – это хорошо и приятно.

Как распознать аутизм у подростков

Иногда при переходе с детского возраста в подростковый детям снимают диагноз «аутизм», но часто это делают напрасно. Такое случается из-за недостаточной осведомленности о заболевании в русскоговорящих странах, а также из-за недостатка бюджетных средств для терапии аутистов.

Признаки аутизма в подростковом возрасте:

  • поздний пубертатный период;
  • периодическая агрессия;
  • проявление самоагрессии;
  • эмоциональная нестабильность, тревожность;
  • пассивность в общении с окружающими;
  • проблемы при понимании смысловой нагрузки при разговоре;
  • слабая развитость речи, непривычная интонация и темп;
  • отказ от соблюдения правил этикета;
  • отказ от принятия новых событий;
  • слишком эмоциональное переживание неудач;
  • постоянная потребность в помощи родителей.

При любых сомнения в диагнозе стоит проконсультироваться у нескольких специалистов, это называется «второе мнение».

Почему количество больных аутизмом постоянно растет

По официальным данным, число людей, больных аутизмом, за последние годы выросло почти на 200%. Это связано со многими факторами. Улучшение медицинской сферы позволило диагностировать аутизм более точно, что привело к раскрытию даже самых слабых проявлений заболевания и, соответственно, к росту выявленных случаев аутизма.

Не последнюю роль сыграла и экологическая обстановка, которая ухудшается с каждым годом. Она приводит к появлению многих врожденных заболеваний, в том числе аутизма.

Прогнозы для детей с аутизмом

Так как существует много вариантов РАС и степень выраженности проблем у детей радикально отличается, давать однозначный прогноз нельзя. Некоторые люди с РАС становятся выдающимися учеными или музыкантами, некоторые — даже не могут самостоятельно одеться. Ну а основная проблема кроется в социальной сфере, с которой нужно постоянно работать. Если не пускать заболевание на самотек, можно уменьшить его проявления.

Источник:
http://www.baby.ru/wiki/priznaki-autizma-u-detej-ego-priciny-i-sposoby-lecenia/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector