Астенический синдром у детей: характерные особенности

Астенический синдром у детей – это состояние, при котором несовершеннолетний испытывает хроническую усталость, она не проходит даже после отдыха. Из-за неё значительно снижается работоспособность, а также физическая активность.

Подобная болезнь возникает не только у несовершеннолетних, но и у взрослых людей. При этом к подобной болезни приводят многие факторы, например, постоянные стрессы, конфликтная обстановка в семье, нервное перенапряжение и другие негативные факторы.

Как итог, у ребёнка начинает развиваться астеническое состояние, которое важно заметить и устранить.

Характеристика

Дети обладают неокрепшим организмом, а также слабой нервной системой, по этой причине их важно беречь от переутомления. Учитывая тот факт, что современным детям приходится много учиться и всё успевать, нередко может возникнуть хроническая усталость. Родители могут заметить, что ребёнок стал быстрее утомляться, хуже запоминает информацию, а также понизилась его работоспособность.

При этом именно в детском возрасте может добавиться такая причина возникновения астении, как частые инфекционные заболевания, которыми начнёт страдать несовершеннолетний.

У малыша начнёт постоянно понижаться иммунитет, из-за этого ухудшается общее самочувствие. Подобное происходит из-за того, что ребёнок испытывает значительное нервное напряжение, также он страдает от высокой тревожности. Именно поэтому родители должны заботиться не только об эмоциональном самочувствии ребёнка, но и о физическом здоровье.

Если ребёнок испытывает астеническое состояние, тогда он будет ощущать себя, слабым, подавленным и разбитым. Может возникнуть стойкая апатия, из-за которой он будет проявлять равнодушие к окружающему миру. Нередко возникают трудности с засыпанием, значительно нарушается режим сна и бодрствования, от чего ситуация только усугубляется. Если несовершеннолетний не может нормально выспаться, тогда это значительно сказывается на его состоянии здоровья.

Чаще всего астения диагностируется у детей младшего школьного возраста. Это можно объяснить тем, что значительно меняется расписание дня, деятельность, а в учебном заведении значительно повышаются нагрузки. От ребёнка начинают больше требовать, при этом раньше он с подобным не сталкивался. Как итог, он может испытывать значительное нервное перенапряжение.

Некоторым детям удаётся справляться с подобными нагрузками. У других может возникнуть астенический синдром, при котором наблюдается как эмоциональное, так и физическое истощение. У малыша развивается тревожность, наблюдается значительная подавленность, ухудшается тонус мышц. Можно заметить то, что становится хуже клеточное питание, при этом пациент становится более слабым, и у него начинается атрофия.

Следует отметить, что у детей астения бывает разных видов, поэтому достаточно сложно самостоятельно определить, с чем именно приходится иметь дело. Полезно будет рассмотреть типы и их характеристики, тогда можно примерно понять, с каким вариантом приходится иметь дело.

Основные виды:

  • Нейроциркуляторный. Симптомы достаточно похожи на признаки болезней сердечно-сосудистой системы. При этом во время обследований у малыша не обнаруживают нарушения в деятельность этих органов. Негативное состояние развивается из-за того, что несовершеннолетнему приходится часто переживать, а также перегружать себя физически. Бывает и такое, что к болезни приводит гормональный сбой или продолжительная интоксикация организма.

  • Психический. В подобной ситуации появляется нарушение психических процессов, которые протекают в организме человека. Можно заметить, что они крайне медленно восстанавливаются. Патология преимущественно появляется из-за наличия инфекционных заболеваний, которые способны затрагивать головной мозг.
  • Функциональный. Нередко появляется после того, как ребёнок перенесёт инфекции. Также может возникнуть из-за длительных перегрузок, а также регулярных нарушений режима дня. Симптомы нередко наблюдаются даже у здоровых людей, а сама болезнь носит обратимый характер. Если вовремя устранить провоцирующий фактор, тогда можно будет нормализовать эмоциональное состояние ребёнка.
  • Невротическая. У человека нарушается психическая деятельность, из-за чего в худшую сторону меняется поведение. Болезнь преимущественно появляется из-за полученных травм, а также сильных стрессов и продолжительного воздействия негативных факторов.

  • Церебральная. Она возникает у людей из-за того, что травмируется головной мозг. Причём подобное может произойти из-за инфекций, проблем с кровоснабжением головы, а также продолжительной интоксикации.
  • Органическая. Наблюдается у детей на фоне инфекционных болезней, а также хронических поражений внутренних органов. У пациента наблюдается повышенная тревожность и агрессивность. При этом ребёнок жалуется на головную боль и слабость.

  • Кардиальная. У пациента наблюдаются проблемы с работой сердечно-сосудистой системы. Может наблюдаться аритмия, патологии дыхательной функции. Нередко у малыша возникают приступы, которые длятся около 10 минут, а затем исчезают.
  • Физическая. Она у ребёнка появляется из-за того, что тела длительное время перегружается. В связи с этим понижается физическая активность, наблюдается усталость даже после незначительной деятельности.
  • Постинфекционная. Как можно понять из названия, наблюдается у детей из-за того, что они перенесли инфекционные болезни, например, ангину, грипп и ОРВИ. Объяснить появления проблемы можно тем, что даже после выздоровления в организме несовершеннолетнего нарушены некоторые процессы. Из-за этого наблюдается слабость, ухудшение общего самочувствия. Как итог, ребёнок становится более раздражительным и агрессивным.

Способы терапии

Прежде чем начинать лечение, важно распознать заболевание. Сделать это возможно, если ориентироваться на конкретные симптомы. Маленькие дети могут бояться яркого света, жаловаться на головную боль и шум в ушах. У подростков наблюдается быстрая утомляемость на фоне значительной раздражительности. Если ребёнок начинает вести себя как-то иначе, тогда стоит обязательно обратиться к врачу. Например, в подростковый период могут возникать неконтролируемые приступы гнева, ухудшение успеваемости в школе и проблемы с вниманием.

Родителям стоит обратиться к терапевту, чтобы он точно сказал, с чем именно приходится иметь дело. Бывает такое, что ребенку достаточно дать больше времени на отдых, и тогда болезнь сама отступит. Если через 2-3 месяца ситуация не становится лучше, тогда стоит показать несовершеннолетнего психологу и неврологу.

Лечение заключается в использовании различных медикаментозных препаратов. Например, могут назначить успокоительные средства, которые снимут тревожность и раздражительность. Ребёнку будут полезны ноотропы, которые активируют мозговую деятельность. Могут потребоваться антидепрессанты или транквилизаторы, которые позволят устранить возникшее нервное перенапряжение.

В некоторых ситуациях ребёнку рекомендуются адаптогены, они повышают энергичность и активность. Также врачи рекомендуют нейролептики, которые борются с проявлениями психоза. Витаминные комплексы будут полезны для общего укрепления организма. Только врач сможет однозначно сказать, какие именно средства помогут улучшить самочувствие.

Рекомендуется пересмотреть режим дня и предоставить ребёнку достаточно времени для отдыха. Малыш должен полноценно высыпаться, при этом атмосфера в доме должна быть спокойной и благоприятной. Важно защищать малыша от стрессов и конфликтов, чтобы он лучше себя чувствовал. Естественно, необходимо будет пересмотреть рацион питания, потому как в нём обязаны присутствовать полезные продукты.

Источник:
http://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/astenicheskij-sindrom-u-detej.html

Астенический синдром

Астенический синдром (астения, астеническая реакция, астеническое состояние, синдром хронической усталости) – это патологическое состояние, при котором больной испытывает постоянную усталость, не исчезающую после отдыха и постепенно приводящую к снижению умственной и физической работоспособности.

Астенический синдром относится к неспецифическим проявлениям многих патологических процессов, при этом он может предшествовать другому заболеванию, сопровождать его или же сопровождать период выздоровления.

В последние годы специалистами отмечается возрастание частоты астенического синдрома, в том числе по причине его связи с психоэмоциональным перенапряжением, свойственным жителям больших городов. Астенический синдром регистрируется у людей разных возрастных групп, наиболее часто наблюдается у пациентов в 20–40 лет. В большей степени ему подвержены женщины.

Основными отличительными особенностями астенического синдрома в сравнении с обычной усталостью, которая вызвана физическим и/или психическим перенапряжением, нерациональным режимом дня, сменой климатических условий и/или часового пояса, является постепенное нарастание симптоматики, длительное течение и необходимость медицинской коррекции данного состояния.

Причины и факторы риска

Основными причинами возникновения астенического синдрома считаются расстройства метаболизма, недостаточное поступление питательных веществ, а также чрезмерное расходование энергии, что может происходить на фоне любых факторов, вызывающих истощение организма.

К факторам риска относят генетическую предрасположенность, частые стрессы, психоэмоциональные расстройства, неблагоприятные жизненные обстоятельства, несбалансированное питание. Кроме того, астенический синдром входит в клиническую картину многих патологических процессов, в частности:

  • заболевания пищеварительного тракта (острый и хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, энтероколит):
  • инфекционные болезни (острые респираторные вирусные инфекции, грипп, вирусный гепатит, туберкулез, пищевые токсикоинфекции и т. д.);
  • сердечно-сосудистые патологии;
  • болезни крови;
  • эндокринные расстройства;
  • органические поражения головного мозга (черепно-мозговые травмы, демиелинизирующие заболевания, нарушение мозгового кровообращения);
  • восстановительный период после перенесенных травм, операций, родов, тяжелых заболеваний.

Развитию астенического синдрома у детей может способствовать дискомфортная обстановка в семье, психологическое давление со стороны других детей и прочие неблагоприятные факторы непосредственного окружения ребенка.

Кроме того, астенический синдром часто диагностируется у лиц, которые проживают в экологически неблагоприятной местности (высокий уровень загрязнения окружающей среды, повышенный радиационный фон и т. д.).

Астенический синдром регистрируется у людей разных возрастных групп, наиболее часто наблюдается у пациентов в 20–40 лет. В большей степени ему подвержены женщины.

Формы заболевания

Различают астенический синдром органический (связанный с соматической патологией) и функциональный (являющийся реакцией организма на чрезмерные психические или физические нагрузки, стрессовые ситуации и пр.).

В зависимости от этиологического фактора, который обусловил развитие астенического синдрома, выделяют такие его основные формы:

  • соматогенная;
  • посттравматическая;
  • постинфекционная;
  • послеродовая.

В зависимости от особенностей клинической картины выделяют следующие формы астенического синдрома:

  • гипостеническая – сопровождается снижением восприимчивости к внешним раздражителям;
  • гиперстеническая – сопровождается повышенной восприимчивостью к внешним раздражителям.

В зависимости от продолжительности астенического синдрома его классифицируют как острый и хронический.

Читать еще:  Запор у ребенка 2 лет: что делать, лечение, причины, симптомы

Симптомы астенического синдрома

Клиническая картина астенического синдрома зависит от этиологического фактора, который обусловил его развитие, а также от индивидуальных особенностей пациента.

Быстрая утомляемость, один из основных признаков астенического синдрома, сопровождается снижением продуктивности труда, особенно при интеллектуальных видах деятельности, забывчивостью, снижением внимания, раздражительностью, быстрой сменой настроения, напряженностью и беспокойством. Больные легко теряют самообладание, возникает тревожность, подавленность, пессимистическое настроение, периодические депрессии, нетерпимость и раздражительность по отношению к окружающим людям. Также пациентам бывает трудно сосредоточиться, подобрать подходящие слова. После кратковременного отдыха состояние больных не улучшается.

В клинической картине астенического синдрома часто присутствуют вегетативные нарушения: тахикардия, дискомфорт и болевые ощущения в области сердца, колебания уровня кровяного давления, гиперемия или бледность кожных покровов, ощущение жара или зябкость при нормальной температуре тела, повышенная потливость (локальная или генерализованная). Нередко пациенты предъявляют жалобы на диспептические расстройства (боли в животе, снижение аппетита, спастические запоры), тяжесть и боль в голове, снижение либидо.

Нарушения сна проявляются трудностью засыпания, тревожными сновидениями, пробуждениями посреди ночи, после чего бывает трудно заснуть, а также ранним пробуждением. После сна больной не чувствует себя отдохнувшим, а по мере прогрессирования патологического процесса появляется сонливость в дневное время, усиливающаяся на фоне психических и физических нагрузок. Иногда пациентам кажется, что они практически не спят ночью, однако на самом деле это не так.

Обычно симптомы астенического синдрома усиливаются во второй половине дня, утром общее состояние пациента может быть удовлетворительным.

При астеническом синдроме часто отмечается диффузная боль в мышцах, чаще всего она имеет ноющий или тянущий характер и является практически постоянной, нередко появляется мышечная слабость. Может возникать боль в крупных суставах. Иногда отмечается увеличение лимфатических узлов и болевые ощущения в них.

У лиц молодого возраста нередко есть указание на частые простудные заболевания в анамнезе, а также хронический тонзиллит – в анамнезе или на момент обращения к врачу по поводу астении. Санация небных миндалин при этом не имеет положительного эффекта, даже после нее у больных сохраняется слабость и субфебрильная температура тела.

В ряде случаев у пациентов с астеническим синдромом происходит существенное снижение массы тела, сопровождающееся снижением тургора кожных покровов.

Астенический синдром у детей обычно сопровождается вялостью, а также изменениями поведения (раздражительность, обидчивость, нерешительность, боязливость и застенчивость) и эмоциональной лабильностью.

Диагностика

В ходе диагностики астенического синдрома в первую очередь проводят сбор жалоб и анамнеза пациента. При этом необходимо установить соответствие или несоответствие объективных и субъективных признаков заболевания, определить особенности ночного сна, проследить поведение больного во время проведения обследования, его приверженность терапии. В анамнезе следует искать причины, которые могли бы послужить объяснением наличия астенического синдрома (наличие нарушений обмена веществ, злокачественных новообразований, проведение радио- и/или химиотерапии, иммунодефицитные состояния, злоупотребление спиртными напитками, наркотическая зависимость и т. д.).

Поскольку астенический синдром не является самостоятельным заболеванием, в ходе обследования по его поводу необходимо направлять усилия на обнаружение той патологии, которая его вызвала. С этой целью проводят лабораторное и инструментальное обследование.

Астенический синдром относится к неспецифическим проявлениям многих патологических процессов, при этом он может предшествовать другому заболеванию, сопровождать его или же сопровождать период выздоровления.

Лабораторное обследование включает: общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи, копрограмму. Определение возможного инфекционного возбудителя проводится культуральным методом, а также при помощи полимеразной цепной реакции. При необходимости проводится иммунодиагностика, позволяющая обнаружить снижение клеточного иммунитета по внутрикожным пробам с инфекционными антигенами, снижение количества Т-лимфоцитов и их пролиферативной активности, нарушение соотношения иммунорегуляторного индекса, снижение функции NK-клеток (натуральных киллеров). В ряде случаев для уточнения диагноза может потребоваться проведение дополнительных анализов.

Инструментальная диагностика: УЗИ органов брюшной полости, ЭКГ, гастроскопия, дуоденальное зондирование, рентгенологическое исследование органов грудной клетки, магниторезонансная и компьютерная томография и т. д.

Дифференциальная диагностика проводится с ипохондрическим или депрессивным неврозом, а также с гиперсомнией.

Лечение астенического синдрома

Лечение астенического синдрома в первую очередь требует терапии основной патологии и зависит от течения основного заболевания. Важным условием является модификация образа жизни: адекватная организация работы и отдыха, восстановление сна, регулярная умеренная физическая нагрузка, прогулки на свежем воздухе. Необходимо свести к минимуму воздействие на организм неблагоприятных факторов, нормализовать обстановку дома и на работе и/или в учебном заведении. Показаны санаторно-курортное лечение, туристические поездки. Диета подбирается в зависимости от основного заболевания.

Показано назначение общеукрепляющих препаратов и витаминных комплексов, при необходимости медикаментозная терапия астенического синдрома включает ноотропные средства, антидепрессантов, седативные препараты, стимулирующие нейролептики, психостимуляторы. В ряде случаев положительный эффект оказывают препараты растительного происхождения, обладающие иммуностимулирующим и тонизирующим действием (китайский лимонник, женьшень, корень солодки, эхинацея пурпурная, элеутерококк, родиола розовая и пр.).

Наблюдаются случаи спонтанного излечения пациентов с астеническим синдромом, однако обычно они связаны с улучшением уровня жизни, условий труда, переездом в экологически благоприятный регион, длительным отдыхом и правильным питанием.

Возможные осложнения и последствия

При отсутствии адекватного лечения астенический синдром может сохраняться длительно, усугубляя состояние больного. Осложнения астенического синдрома трудно предсказуемы. Известны случаи, когда у пациентов на фоне данного состояния развивались неврастения, депрессия, и даже шизофрения.

В последние годы специалистами отмечается возрастание частоты астенического синдрома, в том числе по причине его связи с психоэмоциональным перенапряжением, свойственным жителям больших городов.

Прогноз

Прогноз во многом зависит от правильности подобранного лечения заболевания, на фоне которого возникла данная патология. При излечении пациента признаки астенического синдрома, как правило, исчезают. При продолжительной ремиссии хронического заболевания признаки астении также значительно уменьшаются вплоть до полного исчезновения (впрочем, при обострении может наступить рецидив).

Профилактика

В целях профилактики развития астенического синдрома рекомендуется:

  • своевременное и адекватное лечение заболеваний, на фоне которых может развиться астенический синдром;
  • избегание стрессовых ситуаций, выработка стрессоустойчивости;
  • избегание физических и психических перегрузок;
  • рациональный режим труда и отдыха;
  • достаточная физическая активность;
  • рациональное питание;
  • отказ от вредных привычек.

Видео с YouTube по теме статьи:

Источник:
http://www.neboleem.net/astenicheskij-sindrom.php

Астенический синдром у детей

На самом деле понятие астенический синдром или астеническое состояние имеет множество других названий, которые дают медики при некоторых симптомах. Другим словами астеническое состояние у ребенка можно назвать неврозом или нервной слабостью. Существует очень много причин, по которым ваш ребенок может получить нервное и моральное истощение, поэтому очень важно чтобы вы следили за его состоянием. Не в коем случае нельзя доводить ребенка до полной усталости, иначе это чревато серьезными последствиями.

Астеническое состояние

Главными признаками астенического состояния у ребенка является общая сильная слабость, повышенная утомляемость, неспособность концентрироваться на каких-то задачах.

К причинам возникновения астенического синдрома у детей можно отнести следующие:

  1. Нервное и морально-психологическое истощения. Если ваш ребенок сильно переутомляется в дошкольном учреждении или в школе, если он загружен каким-то дополнительными секциями или занятиями. Очень важно, чтобы у вашего ребенка было время на полноценный отдых. Пусть время от времени он занимается своим любимым делом, играет в различные игры, гуляет с друзьями.
  2. Перенесенные инфекционные, неврологические, эндокринные заболевания, которые вызывают сбой в организме и меняют гормональный фон.
  3. Неправильный режим сна, постоянные физические и умственный нагрузки
    После перенесения сильного стресса
    Прием некоторых медицинских препаратов, которые направлены на угнетение нервной системы.
  4. Вирусные инфекции, Которые сильно ослабляют иммунную систему ребенка (вирус эппштен-Барра, Цитомегаловирус, вирусы герпесов и другие). Часто после перенесения этих заболеваний у детей развивается синдром хронической усталости.
  5. Нехватка кислорода, который поступает в мозг.

Лечение

Конечно же все родители задаются вопросом как поставить своего ребенка на ноги и какое есть лечение астенического синдрома. Как уже говорилось, что чаще всего астеническое состояние у ребенка является следствием какой-то перенесенной болезни, стресса или больших физических и моральных нагрузок. Поэтому первое, что вам необходимо будет сделать, так это сменить обстановку ребенку. Если он перенес стресс, то необходимо развлечь и помочь преодолеть все трудности. Если хроническая усталость вызвана заболеваниями, то надо лечить первоисточник и укреплять иммунитет различными способами.

Если самостоятельно не удается справиться с таким состоянием вашего ребенка, то необходимо обратиться к педиатру и психологу. Не следует заниматься самолечением.

Квалифицированные врачи проведут осмотр, сделают все необходимые исследования и назначат соответствующее лечение. Оно может включать в себя прием каких-то лекарственных препаратов, витамином или иммуномодулирующих средств.

Симптомы

К основным симптомам астенического синдрома у ребенка относятся следующие:

  • жалобы на постоянное недомогание, усталость, слабость;
  • плохой сон, аппетит и не желание что-либо делать. Ребенок может отказываться даже от любимых занятий;
  • переодические головные боли;
  • ломота в теле, боли в мышцах и суставах;
  • головокружение;
  • невозможность сосредоточиться на чем-то серьезном, нарушение памяти и внимания.

Если у вашего ребенка есть три или больше из вышеперечисленных симптомов, то не откладывайте с визитом к врачу и ищите причину возникновения астенического состояния.

Что это такое

Астенический синдром у детей возникает достаточно часто, особенно если у ребенка ослабленный иммунитет. Также дети, которые по своей природе ранимы и чувствительны, все принимают близко к сердцу очень подвержены морально-психологическому и нервному истощению. Однако, к сожалению, конкретного и точного лечения нет. Поэтому всегда важно искать причину появления такого состояния у малыша. Чтобы избежать появление астенического синдрома у вашего ребенка старайтесь проводить с ним больше времени, интересоваться его делами в учебе и в жизни. Также надо давать больше отдыхать и заниматься любимыми делами. Включите в рацион ребенка побольше свежих овощей и фруктов, сезонной давайте ему пропить курс поливитаминов и минеральных веществ.

Читать еще:  Сколько калорий в хлебе, можно ли есть при похудении и чем лучше заменить

Надеемся, что после прочтения данной статьи вы разобрались и получили полную информацию о том что такое астенический синдром у детей.

Источник:
http://detstrana.ru/article/rebenok-1-3/zdorove/astenicheskij-sindrom-u-detej/

Астенические состояния у детей и подростков. Профилактика и лечение

Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61

А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)

В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией [1, 2]. Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков [3–5].
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [6–8]. Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [9–11].
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) [12, 13].
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы [4, 7, 12–17]. Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. [3, 5–7,18, 19].
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) [18].
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:

  • Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
  • Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
  • Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
  • Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
  • Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.

В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:

  • гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
  • гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20].
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].

  • Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
  • Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
  • Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
  • Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
  • Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
  • Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.

Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния [24].

Читать еще:  Мастит новорожденных - причины, симптомы, диагностика и лечение

ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) [3, 6, 12].
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [5, 9]. Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете [5, 25–27].
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов [9, 20].
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели [25].
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.

Список литературы находится в редакции.

Источник:
http://medi.ru/info/8641/

Астенический синдром у детей – причины, признаки, лечение

  1. Астенический синдром: что это такое
  2. Причины заболевания
  3. Астенический синдром у новорожденных детей
  4. Лечение без применения медикаментов
  5. Медикаментозное лечение
  6. Питание и профилактика
  7. Запрещенные продукты при астеническом синдроме

Астенический синдром: что это такое

Астенический синдром – патологическое состояние, выражающееся в постоянном недомогании, усталости, имеющее соматическую и нервно-психологическую природу происхождения.

Астенический синдром у детей

По мнению экспертов, астенический синдром спровоцирован нарушениями в мозговой деятельности ребенка, снижением метаболических функций в головном мозге.

  • нервозность;
  • замкнутость;
  • трудности в общении, особенно с малознакомыми людьми;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • плохая усвояемость информации;
  • жалобы на головные боли при резких и громких звуках;
  • усиленное потоотделение;
  • головокружения;
  • нарушенный сердечный ритм;
  • слабость, отсутствие сил;
  • потеря аппетита.

При совпадении нескольких признаков рекомендуется незамедлительно обратиться за помощью к детскому неврологу. В некоторых случаях родители списывают указанные признаки на особенности темперамента и поведения ребенка.

Астенический синдром у детей выражается в приливе сил в утренние часы, полном снижении и потери работоспособности и активности в вечернее время. Отличие патологии от обычной усталости заключается в отсутствии восстановления сил и работоспособности после сна или отдыха.

Причины заболевания

Ухудшение после перенесенных респираторных заболеваний наступает ввиду поражения соматической системы ребенка действием патогенных микроорганизмов и возбудителей.

  • ослабленный иммунитет;
  • недостаток в организме витаминов;
  • токсическое поражение, вызванное возбудителями ОРВИ;
  • побочные эффекты от употребления некоторых групп лекарственных препаратов;
  • недостаток жидкости в организме.

Патогенные микроорганизмы вызывают интоксикацию, что приводит к негативному воздействию на центральную нервную систему ребенка. Состояние значительно ухудшается при токсическом поражении головного мозга, которое сопровождается нарушением сна, головными болями и частичным угнетением функций памяти.

Симптомы в виде усталости и общего недомогания вызваны тратой резервных сил организма, направленных на борьбу с вирусной инфекцией.

Астенический синдром у новорожденных детей

Патология у новорожденных детей при отсутствии признаков поражения головного мозга или других соматических нарушений вызвана, по мнению специалистов, наследственными факторами. Главным признаком расстройства считается нарушение сна.

  • отсутствие аппетита и сил;
  • при регулярном кормлении наблюдается потеря веса;
  • кровотечения в области пуповины;
  • неконтролируемые подергивания;
  • скапливание во рту слизи;
  • запоры;
  • пожелтение лица;
  • беспричинный плач;
  • испуг при резких и громких звуках.

Состояние младенца ухудшается во второй половине дня и к полуночи.

Запрещается проводить медикаментозную терапию заболевания в данном возрасте.

Лечение без применения медикаментов

Немедикаментозная терапия у грудничков разрабатывается лечащим врачом на основе формы и характера протекания болезни. Основным терапевтическим приемом является организованность режима дня ребенка и специальные упражнения – водная гимнастика. К вспомогательным действиям относится массаж всех групп мышц.

Детям старшего возраста рекомендуется употреблять побольше жидкости, в особенности травяные чаи, натуральные соки и отвары, богатые витамином C. Разрешается пить минеральную воду без газа.

Возможно назначение витаминных и минеральных комплексов для восстановления иммунитета.

Прогулки на свежем воздухе и различные виды упражнений позволяют организму ребенка расслабиться и восстановиться после болезни. В дополнение показаны водные или закаливающие процедуры.

Астенический синдром у детей после болезни

Медикаментозное лечение

В качестве средств, повышающих запас энергии и восполняющих силы, назначаются лекарственные препараты, относящиеся к группе адаптогенных веществ. Для восстановления и укрепления иммунной системы ребенка применяются витамины и минеральные комплексы.

При повышенной раздражительности показаны успокаивающие средства. Во время приступов острых психозов могут назначаться различные виды нейролептиков. Для повышения мозговой активности используются средства, относящиеся к группе ноотропных препаратов.

При тяжелых и запущенных состояниях назначаются антидепрессанты и транквилизаторы.

Запрещается самостоятельно назначать ребенку лекарственные препараты. Для постановки диагноза и назначения терапии необходимо обратиться к соответствующему специалисту.

Питание и профилактика

При заболевании у ребенка необходимо подбирать продукты тщательным образом. Незаменимыми считаются продукты, содержащие повышенное количество аминокислот и протеинов.

Для стимуляции мозговой деятельности применяются следующие виды продуктов:

  • морепродукты;
  • мясо птицы, печень;
  • говяжье мясо;
  • злаковые, в особенности гречка и рисовая крупа;
  • молочная и кисломолочная продукция;
  • свежие листья шпината;
  • тыквенные семечки;
  • куриные яйца;
  • свёкла;
  • миндальные орехи, арахис;
  • бананы.

Считается, что для выработки серотонина – так называемого гормона счастья – следует употреблять цельнозерновой хлеб, твердые виды сыров, бананы, а также мясо индейки, содержащие триптофан – аминокислоту, из которой синтезируется серотонин.

Поддержать необходимый уровень глюкозы в крови после болезни помогают злаковые культуры, тыквенные породы овощей, картофель и капуста. Из ягод рекомендуется употреблять малину, виноград различных сортов, арбузы и черешню.

Запрещенные продукты при астеническом синдроме

Продукты, содержащие в составе кофеин в больших количествах, детям употреблять нельзя. Их необходимо заменить травяными чаями, витаминизированными настоями, натуральными соками из овощей.

Пища должна быть обезжиренной и приготовленной на пару, тушеной, отварной.

Запрещается употреблять консервированную продукцию, в том числе варенье и соленья. К категории запрещенных продуктов также относятся заводские кондитерские изделия, фастфуд, газированная вода, ненатуральные соки.

Несвоевременное лечение респираторных заболеваний может спровоцировать развитие астенического синдрома. Перемены настроения, пониженная работоспособность и апатия могут быть вызваны патологическими изменениями в организме. При указанных признаках рекомендуется обратиться к неврологу за назначением адекватной терапии. Правильное питание и соблюдение распорядка дня помогут предотвратить дальнейшее развитие болезни.

Источник:
http://www.baby.ru/wiki/asteniceskij-sindrom-u-detej-priciny-priznaki-lecenie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector