Заикание — причины, виды и симптомы, коррекция

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Что такое заикание?

Причины заикания

Функция речи

Механизм развития заикания

В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи — одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные. В основе этого механизма лежат несколько причин.

Причинами развития заикания являются:

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
  • инфекции нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.

Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность. Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием. Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов. В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

Не менее важную роль в возникновении заикания играют стрессовые ситуации в жизни ребенка. К таковым относятся конфликты в семье, поход в школу, тяжелые длительные соматические (телесные) заболевания. В данном случае эти события выступают не как причины заикания, а как стрессовые факторы. Под их воздействием происходит декомпенсация тех аномалий в нервной системе, которые и лежат в основе заикания. Исходя из этого, нельзя утверждать (как предполагают многие), что заикание является следствием сильного испуга или эмоциональной нагрузки. Испуг, стресс или напряжение лишь является лишь толчком для запуска основного механизма, лежащего в основе заикания.

Формы заикания

Невротическая форма заикания

Эта форма заикания характерна для детей от 2 до 6 лет. Как правило, ее появлению предшествует сильный испуг, стресс, эмоциональное напряжение. Основной характеристикой этой формы заикания является взаимосвязь с эмоциональным напряжением. Заикание появляется или резко усиливается, когда ребенок начинает нервничать, переживать или волноваться. В момент отсутствия стресса логоневроз может полностью исчезать. Течение заболевания рецидивирующее, то есть с периодическими обострениями.

У детей с невротической формой заикания редко удается выявить в анамнезе какие-либо патологии или черепно-мозговые травмы. Психическое развитие без особенностей, речь также развивается вовремя. Нередко у таких детей и вовсе наблюдается ранее развитие речи. Дети рано и быстро начинают говорить. Темп речи становится очень быстрым, дети часто говорят взахлеб. При этом они глотают некоторые слова и окончания. Часто дети отличаются своей робостью и повышенной впечатлительностью. Эмоциональный фон характеризуется повышенной тревожностью, нетерпеливостью, обидчивостью. Также дети нередко чрезмерно плаксивы.
Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

К симптомам, которые развиваются одновременно с заиканием, относятся:

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.

Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят. Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться. К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.

Со временем формируется порочный круг — страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

В отличие от других заболеваний, которые с возрастом могут проходить, логофобия только усиливается. Подростки, а потом уже и взрослые люди уходят в себя, становятся замкнутыми и даже мысль о предстоящем общении наводит на них панику.
При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки, тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание характерно для детей 3 – 4 лет. Чаще всего его развитию не предшествуют психотравмирующие ситуации. Однако в анамнезе (истории болезни) у таких детей присутствуют травмы, тяжелая перинатальная патология, асфиксия в родах. Нейропсихическое развитие, включая речь, как правило, отстает. Дети поздно начинают сидеть ходить, говорить. Часто присутствует церебрастенический синдром, для которого характерно повышенная утомляемость и истощаемость, вспыльчивость. Отмечается задержка речевого развития — первые слова после 2-х лет, первые фразы после 3-х. Одновременно выявляются трудности в произношении звуков, перестановка в словах звуков и слогов, медленное накопление словарного запаса. В период формирования фразовой речи (соответствует 3 – 4 годам) появляется заикание.

Сначала заикание протекает волнообразно, без остановок и запинок. При этом оно не связано с внешними ситуационными факторами. Спустя 5 – 6 месяцев после начала заболевания речь засоряется и обрастает «эмболофразиями». Эмболофразия – это появление в разговоре не имеющих отношения к смыслу фразы звуков или слов, например, «э», «ну», «это». Одновременно выявляется патология речевой артикуляции и моторики в целом. Часто неврозоподобная форма заикания протекает совместно с дизартрией (трудностями в произношении вследствие нарушения иннервации речевого аппарата).

Признаки заикания

Заикание у детей

Развитие логоневроза всегда приходится на период детства. Как уже было сказано выше, логоневрозу часто сопутствуют и другие расстройства. Во время речи ребенок выглядит напряженным, расстроенным. В разговоре помимо основных симптомов наблюдаются неожиданные подъемы громкости голоса.

Симптомами заикания у детей являются:

  • повторение звуков, слогов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • паузы (блоки) молчания.

Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • тревога;
  • беспокойство;
  • моторные или вокальные тики;
  • напряжение мышц лица.

Ребенок начинает проявлять избегающее поведение — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон — лабильностью.

Заикание у взрослых

Заикание у взрослых всегда является следствием невылеченного заикания в детстве. Протекает оно гораздо сложнее, часто на фоне фобического расстройства. Чаще всего развиваются панические атаки, сопровождающиеся повышенной тревогой, сильным сердцебиением, ощущением удушья. Также характерна агорафобия, при которой приступы паники развиваются в момент выхода человека в общественное место. Более чем у половины взрослых с заиканием регистрируются тонико-клонические судороги во всех отделах речевого аппарата. Заикание у взрослых сопровождается разнообразными и хаотичными движениями рук, кивками, притопыванием, покачиванием туловища.

Практически у всех развивается логофобия – взрослые пытаются избегать общения, после первых двух фраз диалога они ссылаются на недомогание и покидают собеседника. Такие больные трудно адаптируются в обществе, на работе, в новом коллективе. Речь характеризуется прерывистостью, скачкообразной тональностью (голос становится то выше, то ниже), скудностью. Она изобилует такими словами-паразитами как «это», «э», «как бы» и так далее.

Отдельную значимость приобретает поведение больного. Заикание отходит на второй план, а на первый выступает замкнутость, скованность, необщительность. У одной трети пациентов развивается депрессивное расстройство. Депрессия, как правило, проявляется различными соматическими симптомами («маскированная депрессия» или «депрессия без депрессии»). В качестве соматизированных депрессивных симптомов выступают боли в животе, боли в области сердца, кашель и так далее.

Лечение заикания

Лечение заикания всегда должно быть комплексным. При этом специфического лечения против заикания не существует. Лечится то заболевание, которое лежит в основе логоневроза. Если речь идет о ребенке, то чаще всего это сопутствующее лечение невротического расстройства. С этой целью назначаются противотревожные, седативные (успокоительные) средства, ноотропы. Поскольку у 20 – 30 процентов детей с заиканием выявляются изменения на уровне электроэнцефалограммы, то целесообразно также назначение противосудорожных препаратов из группы вальпроевой кислоты или карбамазепина.

Лекарства, применяемые для лечения заикания

Как применять?

Пантогам

По 250 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день, утром и в обед. Для маленьких детей доза должна рассчитываться исходя из массы тела. Так, на килограмм веса необходимо 30 миллиграмм препарата.

Вальпроевая кислота

По 20 – 40 миллиграмм на килограмм веса. Так, в среднем на ребенка приходится по 150 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день.

Фенибут

По 250 миллиграмм в день, утром и вечером.

Карбамазепин

По 50 – 150 миллиграмм (в зависимости от возраста) в сутки.

Источник:
http://www.tiensmed.ru/news/zaikanie-vidy1.html

Заикание: все про заболевание

99% людей в мире воспринимают процесс говорения как естественный и легкий, однако существует 1%, для которых речь – это ежедневная кропотливая работа над собой. Причина тому – распространенное в настоящее время нарушение речи.

Что такое заикание, они могут узнать, как только начинают говорить. Данный феномен входит в Международную квалификацию болезней и является заболеванием, побороть которое не так просто.

Википедия дает следующее определение: заикание – это расстройство речи, характеризующееся долгим произнесением или частым повторением звуков или слогов, также могут присутствовать паузы в процессе говорения. На физиологическом уровне это вызвано судорогами артикуляционной и гортанной мускулатуры.

Симптомы

Чаще всего заболевание возникает у человека в детстве и быстро обнаруживается взрослыми, так как симптоматика заикания имеет открытый характер и затрагивает:

1. Дыхание. Когда говорит заикающийся, у него отмечается большой расход воздуха при вдохе и/или выдохе. Данное явление вызвано нарушением процесса проводимости в области артикуляционного аппарата. Для работы голосовых связок человек использует воздух, получаемый на вдохе. Характерен короткий выдох, который сохраняется и при молчании.

2.Голос. Во время произношения слов происходит судорога и горло замыкается, не давая возникнуть звуку. В это время гортань активно движется в стороны и возбуждена. Человек не может произносить слова плавно, поэтому согласные звуки получаются отрывистыми.

3. Артикуляция. Характерны нарушения в артикуляционном аппарате: язык в высунутом положении уходит в сторону, наблюдается искривление носовой перегородки, нарушение носовых раковин (разрастание тканей, образующих раковины, в результате чего нарушается дыхание через нос).

4. Параллельные движения. Человек сопровождает свою речь определенными движениями, которые, как ему кажется, помогают ему выговаривать звуки. Это может быть откидывание и наклоны головы, закрывание глаз, топанье ногой, пожимание плечами, переступание с одной ноги на другую.

5. Психика. Зачастую последствием заикания является возникновение расстройств психического характера. Наиболее распространенное – это страх перед определенными звуками, слогами. Человек стремится избегать в речи звуков, которые не выговаривает, придумывает замены словам, в которых они содержатся.

В критических стрессовых ситуациях может наступить немота. Часто у пациентов высокий уровень неуверенности в себе, заниженная самооценка, которая сказывается на их жизнедеятельности.

Для диагностики заболевания должны присутствовать типичные симптомы заикания на протяжении трех месяцев:

  • Запинки перед началом говорения.
  • Аритмичность речи.
  • Процесс говорения сопровождается параллельно движениями (активная мимика, топание ногами, наклоны головы и другое).

Типология и классификация

Интересно, что логоневроз может быть кратковременным (от нескольких часов до месяца) и хроническим. Науке известны следующие типы течения заикания:

  • Регредиентный. Самый благоприятный вариант. Постепенно наступает полное избавление от болезни. Уходит страх речи, количественно уменьшаются сопутствующие движения.
  • Стационарный. Стабильное протекание заболевания. Симптомы длительное время не изменяются ни в лучшую, ни в худшую сторону.
  • Рецидивирующий. Чередование периодов плавной речи и заикания.
  • Волнообразный. Время от времени наблюдается изменение в сторону улучшения или ухудшения речи, но полностью заикаться человек не перестает.
  • Прогредиентный. Быстрая и целенаправленная тенденция к ухудшению. Заикающийся отмечает постепенное ухудшение своего состояния.

На данный момент врачами используется следующая классификация заикания. Виды заикания:

  • Невротическое – заикание возникает у здорового ребенка вследствие череды эмоциональных потрясений, влияющих на нервную систему.
  • Неврозоподобное – возникает на фоне нарушений нервной системы у ребенка.

1. Тоническая. Характерны затяжные перерывы в речи, протяжное произнесение слов. Внешне наблюдается скованное поведение: напряженная мимика, полуоткрытый, сильно сомкнутый рот.

2. Клоническая. Повторение конкретных фрагментов слов.

Причины

Ученые многие годы пытались выяснить, чем может быть вызвано заикание, причины его делятся на два вида:

  • Наследственность.
  • Заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия.
  • Травмы при родах или внутриутробные патологии.
  • Следствие инфекционных заболеваний.

2. Провоцирующие. Факторы провоцирующего характера имеют накопительный эффект и в результате приводят к нервному срыву, который в свою очередь вызывает заикание. Причинами могут стать:

  • Скудное эмоциональное развитие.
  • Сложные взаимоотношения с людьми.
  • Латентные психические нарушения.
  • Сильная травма психического характера (испуг, аффект).
  • Быстрая речь.

Когда изучалась психология заикания, были выявлены типы личности, предрасположенные к логоневрозу. Ученые установили факторы воспитания в семье, которые вызывают заикание у детей, причины и лечение определяют исходя из них. На данный момент различают три типа:

1. Истерический. Вырабатывается у ребенка при излишней заботе и демонстрации любви со стороны родителей. Окруженный вниманием и ни в чем не знающий отказа ребенок считает себя центром мира, имеет завышенную самооценку. Он предъявляет большие требования к миру, не принимая во внимание реальных условий.

2. Психоастенический. Формируется, когда ребенок находится под гиперопекой – его держат под «стеклянным колпаком», такой человек оказывается неприспособленным к жизни, поэтому ему присуща неуверенность в себе – это весьма частый признак для определения причины заикания.

3. Неврастенический. Если родители ограничивают свободу ребёнка и формируют у него представление о том, что другие люди более ценны, чем он, это приводит к формированию заниженной самооценки при наличии больших претензий к себе.

Данные психологические причины заикания в последнее время являются основополагающими в возникновении болезни. Как справиться с заиканием, вызванным особенностями воспитания, может ответить психолог или психоаналитик. Самым действенным методом в данном случае является работа с семьей.

Лечение

Многих волнует вопрос: «Лечится ли заикание?» К счастью, ответ на него является утвердительным. К настоящему времени исследователями разработан ряд методик, позволяющих человеку раз и навсегда избавиться от болезни.

Как вылечить заикание, лучше всего узнать у эксперта в этой области. Для этого рекомендуется обратиться к логопеду, который после проведения диагностики нарушения выстроит индивидуальный маршрут коррекции. Лечение заикания у детей осуществляется следующими методами:

1. Логопедическая работа Задача данного типа коррекции заключается в устранении из речи напряженности, неверного строя и в постановке четкой артикуляции.

В первое время ребенок выполняет упражнения в паре с логопедом (применяются скороговорки, чтение вслух, активное общение), затем самостоятельно пытается преодолеть заикание с помощью практики в устном рассказе. Закрепляется прогресс в общении с людьми в обычной жизни ребенка. В результате применения данных мер происходит избавление от заикания.

2. Дыхательные упражнения. Так как при заикании голос ребенка сбивается из-за неправильного дыхательного цикла, то лечащий врач также работает над тем, чтобы дыхание стало свободным. Пациент учится дышать глубоко, задействуя при этом всю диафрагму. Помимо этого дыхательные упражнения имеют позитивный побочный эффект – позволяют ребенку расслабиться.

3. Точечный массаж. Удивительно, но заикание у ребенка можно устранить методом массажа. Процедура заключается в точечном воздействии специалиста на определенные места на спине, груди, лице и конечностях. Механизм коррекции заключается в том, что с помощью внешнего воздействия пациент расслабляется, вследствие чего нормализуется нервная регуляция речи.

4. Компьютерные программы. Как лечить заикание у детей с помощью компьютера, стало известно примерно 30 лет назад. Метод основан на включении в процесс коррекции логопедических компьютерных программ, которые нормализуют работу слуха и речи. Пациент наговаривает слова в микрофон, и программа перерабатывает речь с учетом нормального темпа и плавности. Ребенок слышит собственную грамотную речь со стороны и стремится это повторить.

5. Медикаментозное лечение. Широко используются лекарственные методы лечения заикания. Доктор назначает ребенку препараты, нейтрализующие действие веществ, которые мешают нормальному функционированию процесса говорения. Параллельно пациенту даются успокаивающие средства (пустырник, валериана и другие).

Проблема у взрослого

Не всем удается избавиться от логоневроза в детстве, поэтому в Интернете популярным является запрос: «Как избавиться от заикания в зрелом возрасте?» Помимо того, что заболевание может иметь хронический характер с ранних лет, также оно может возникнуть спонтанно у взрослого.

Интересно, что заикание у взрослых встречается в 7 раз чаще у мужчин, чем у женщин. Более склонны к логоневрозу левши, это обусловлено тем, что строение их мозга предрасположено к возникновению нарушений речевых функций.

Причины возникновения заболевания могут быть органическими (поражение структур головного мозга) и неврологическими (сильные эмоциональные потрясения, стрессовые ситуации). Чтобы установить точную причину и узнать, как избавиться от заикания конкретному человеку, проводится графическая запись, регистрирующая с помощью электрического прибора биотоки головного мозга. Она называется электроэнцефалограмма.

Если в результате обнаруживается наличие отклонений в работе мозга, то заикание является органическим. Причинами могут быть инсульты, черепно-мозговые травмы и опухоли в мозгу.

Неврологическое заикание усиливается, когда человеку необходимо выступать перед аудиторией или просто общаться в кругу большого количества людей. Подобный тип логоневроза может быть временным, если он вызван сильным испугом, аффектом. Как вылечить заикание у взрослого временного характера, оказывается, интуитивно знает почти каждый человек – ему поможет горячий напиток или небольшая доза алкоголя.

Как побороть заикание хронического типа, пациенту сможет подсказать только специалист в этой сфере. В первую очередь ко взрослому человеку применяются все те же методы лечения, что и к ребенку, однако есть набор специфичных техник.

  • Рациональная терапия – в процессе заикающийся пересматривает свое отношение к заболеванию: начинает воспринимать его безболезненно и осознает, что в его силах полностью избавиться от заикания.
  • Суггестивная методика – взрослый проходит сеансы гипноза, направленные на коррекцию эмоциональной сферы, процесса дыхания, артикуляции.
  • Аутотренинг – методики, позволяющие пациенту научиться оказывать себе помощь самостоятельно на основе позитивных внутренних установок.

2. Гимнастика дыхания по Стрельниковой. Это популярная и эффективная система дыхания, практикующаяся в йоге. Дополнительно могут применяться методы акупунктуры и иглоукалывания.

3. Методика устойчивой нормализации речи Арутюнян. Взрослого учат согласовывать гармоничные движения руководящей руки с плавностью речи.

В устранении заикания у взрослого большое значение имеет самостоятельная систематическая работа над своим заболеванием. Эффективны скороговорки, дыхательные практики, аутотренинги. Автор: Екатерина Липатова

Источник:
http://www.grc-eka.ru/eto/zaikanie.html

Заикание

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

МКБ-10

  • Причины заикания
  • Патогенез
  • Симптомы заикания
  • Фазы развития заикания
  • Осложнения заикания
  • Диагностика заикания
  • Лечение заикания
  • Профилактика заикания
  • Цены на лечение

Общие сведения

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Причины заикания

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность). Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

Патогенез

Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и голосоведения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию. Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.

В движении участвуют две группы мышц — одни сокращаются, другие — расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс — нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

Симптомы заикания

Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.

Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым звуками, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких звуков и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

Фазы развития заикания

1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:

  • затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
  • «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.

2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.

  • заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
  • проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
  • ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.

3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.

  • пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
  • появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
  • попытки заменить «проблемные» слова другими.

4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:

  • ожидание заикания (антиципация);
  • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
  • логофобия (страх речи);
  • ответы на вопросы становятся уклончивыми.

Осложнения заикания

Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

Диагностика заикания

Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:

  • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
  • трудности и запинки в начале речи;
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).

В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога, но и логопеда. Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга, МРТ-диагностику.

Лечение заикания

Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация. Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий. Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

Профилактика заикания

Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка. Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.

Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

Источник:
http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/stuttering

Заикание. Виды. Коррекция

С чем связано заикание?

Заикание связано с возникающими судорогами мышц в отделах речевого аппарата. Также заикание называют «малой эпилепсией», так как существует сходство во внешнем проявление с данным заболеванием.

Заикание возникает изначально в детском возрасте, но может протекать латентно, т.е в виде некоторых запинок, затем исчезнуть и уже вновь проявится в более взрослом возрасте.

Рассматривая процесс с физиологической точки зрения, то он выглядит как нарушение взаимоотношения коры и подкорки головного мозга, а именно, процессов торможения и возбуждения. Кора иногда просто не в силах справится с разбушевавшейся подкоркой.

С психоаналитической точки зрения заикание рассматривается как невроз, который возникает в следствии различных по тяжести психологических травм и конфликтов с окружающим миром. Оральная зона рассматривается как центральная, так как она связана с говорением и искаженное влияние именно на это зону в период оральной фазы развития ребенка (в период до 1 года) является доминирующим. Грудной возраст подразумевает кормление ребенка грудью до года, так дальнейшее кормление приводит либо к привыканию к соску, который может восприниматься как источник успокоения и защиты. Обратная ситуация, т.е. недостаточность сосания в дальнейшем приводит к потребности добора и оральности отводится значительное место в жизни человека.

С психологической точки зрения о закреплении симптома. Если взрослые фиксируют внимание ребенка на его запинки, тем самым способствуют закреплению (заякорению) в головном мозге ребенка патологической доминанты и как следствие: появлению страхов речи.

Психиатры говорят об инфекционных поражениях организма ребенка, подражании речи заикающегося, астенизации организма, испуг и пр. Но, говоря об испуге хочется акцентировать внимание на то, что пугаются многие дети, но заикание проявляется только у детей, предрасположенных к нему, т.е. существует природная предуготованность к заиканию. И в следствии запугивания в первичных социальных институтах (семья, детский сад) происходит провокация данного симптома.

Генетическая предрасположенность по заиканию обусловлена в 50% случаев, т.е. в семье кто-то являлся (ется) носителем данного симптома. Существует совпадение по заиканию у однояйцевых близнецов, которые обладают одинаковым набором генетической информации в 55% случаев; а у разнояйцевых всего до 20% случаев.

Возникает в возрасте от 2-х до 7 лет. Даже, если ребенок генетически предрасположен к заиканию, то позже оно уже не возникнет. Хотя бывают случаи, когда говорят, что ранее не было, но вот теперь появилось! Но, проявления безусловно были и тогда мы говорим о пропущенном заикании. В случаях появления симптома, мы говорим о совпадении генетической предрасположенности ребенка к заиканию и агрессивных провоцирующих факторах, так как, если совпадения не происходит, то симптом является не актуализирован.

Хочется обратить внимание на тот факт, что среди заикающихся большинство леворукие мужского пола. С чем это связано? Когда мы говорим о леворукости, то говорим о доминировании правого полушария, которое отвечает за эмоциональный фон в отличии от праворуких, у которых доминирующим является левое полушарие, которое отвечает за рациональность. Т.е. наличие провоцирующего фактора заставляет эмоциональное правое полушарие вступать в конфронтацию с рациональным левым полушарием, что провоцирует появлению симптома.

Почему заикающихся леворуких мальчиков больше, чем заикающихся леворуких девочек? Ну тут все просто… Гендерные особенности накладывают свой отпечаток: если девочке «позволительно» изливать свои эмоции, тем самым снимать напряжение, то такое поведение мальчика порицается, заставляя его сдерживать свой эмоциональный фон (например, «Ну, что ты ведешь себя как девчонка! Прекрати распускать нюни» и пр.)

Виды заикания

-Органическое (неврозоподобное) мало зависит от неврологического состояния. Т.е. заикание происходит всегда вне зависимости волнуется человек или находится в состоянии покоя.

-Функциональное (невротическое) является результатом логоневрозов и сопровождается страхом речи. При эмоциональном возбуждении симптом проявляется активно, при снижении возбуждения угасает.

Локализация судорог находится в отделах речевого аппарата:

  1. В дыхательном отделе (трахея, бронхи, легкие). Самые тяжелые судороги так как с дыхания начинается речь.
  2. В голосовом отделе, где начинается речевой акт, считаются менее тяжелыми.
  3. В артикуляционном отделе наименее тяжелые.

Существуют типы запинок:

  1. Клонические- повторение звуков чаще в начале слова, фразы (например, повторение первых букв своего имени). Клонические судороги возникают на выдохе.
  2. Тонические судороги. Выглядят так, как -будто речевой аппарат «застыл», «оцепенел». Возникают в следствии реакции на опасность. Тонические судороги возникают на вдохе.

Коррекция речи при заикании требует комплексного подхода с привлечением разных специалистов: логопедов, нейропсихологов, психиатров, психотерапевтов и немаловажным является тот факт к какому виду заикания относится заикание пациента, и возраст (если используется гипнотическое воздействие, то к детям оно не применяется).

— Для подростков и взрослых показана психотерапия, так как нужно избавится от страха речи (патологической доминанты), который и активирует заикание.

-Медикаментозная поддержка (психотропные препараты, транквилизаторы) при необходимости;

-Логопедические техники учат правильно дышат, говорить, артикулировать.

Источник:
http://www.b17.ru/article/139711/

Заикание. Коррекция заикания.
статья по логопедии на тему

Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания.

Скачать:

Вложение Размер
zaikanie.docx 31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание. Коррекция заикания .

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи — одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные.

Причины заикания:
На основании существующих представлений об этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие . При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

Производящие причины заикания (не являются врожденными, а приобретаются, как следствия серьезного стресса для организма):

  • Поражения нервной системы (такие нарушения в организме, как повреждение головного мозга, гипоксия, сильное заражение инфекцией, не могут не оставить след на здоровье – их следствием могут стать отклонения в передаче нервных импульсов от головного мозга к речевому аппарату);
  • Заболевания звукового аппарата (когда поражены непосредственно сами органы, отвечающие за выход звука, – гортань, губ, язык и пр.);
  • Психологическое напряжение (задержка речевого развития может возникнуть из-за сильного стресса, как длительного, так и острого кратковременного).

Предрасполагающие причины заикания (набор факторов, несущих с собой риск задержки в развитии речевых навыков):

  • особенности темперамента и незначительные психологические отклонения (человек может начать заикаться из-за низкой стрессоустойчивости или, например, навязчивых страхов);
  • пол и возраст (согласно статистике, дети куда более подвержены заиканию, а у женщин оно встречается в три раза реже, чем у мужчин);
  • наследственные заболевания, передающиеся от родителей;
  • слишком раннее, или наоборот, слишком позднее начало освоения речевого навыка у ребенка;
  • изучение сразу нескольких иностранных языков;
  • баловство и привычка коверкать слова, намеренно произносить их неправильно, подражать и передразнивать чужую речь.
  • повторение звуков, слогов
  • растягивание звуков и слогов
  • паузы (блоки) молчания

Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • тревога;
  • беспокойство
  • моторные или вокальные тики
  • напряжение мышц лица

Ребенок начинает проявлять избегающее поведение — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон — лабильностью.

Основные этапы логопедической работы по преодолению заикания .

1. Создание охранительного речевого режима.

2. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.

3. Развитие моторных функций. Развитие координации слова и ритмизованного движения.

4. Формирование фонационного (речевого) дыхания.

5. Работа над плавностью речи в различных её формах. Развитие интонационных характеристик речи.

6. Воспитание личности заикающегося ребёнка

Комплексный подход к преодолению заикания.

Полного эффекта в борьбе с заиканием можно достичь только при условии применения комплексного метода.

Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы и различные виды физиотерапии), способствующее нормализации функций нервной системы ребёнка и создающее благоприятный фон для психотерапии, для активной работы учителя-логопеда.

Психотерапевтическое воздействие, которое поводится на протяжении всей коррекционно-развивающей работы.

*Логопедическая ритмика . Состоит из системы разнообразных упражнений и игр с движениями под музыку или в сочетании с речью детей.

*Воздействие окружающих на личность заикающегося ребёнка, на его взаимоотношения со средой и на его эмоционально-волевую сферу, осуществляется на протяжении всего периода коррекционно-воспитательной работы.

Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами коррекции и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-психолого-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедура, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, занятия по психологической коррекции, воспитательные мероприятия. Их цель – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.

Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются : укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.).

Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является : устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и негативных личностных качеств заикающихся. Логопед организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, психолога, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

Лечебно-оздоровительная работа . К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физиотерапия и психотерапия .

  • У заикающегося ребенка в условиях специализированного учреждения необходимо создать спокойное и в то же время бодрое, жизнерадостное настроение; отвлечь его внимание от тревожных мыслей о своем дефекте.
  • У ребенка надо поддерживать уверенность в выздоровлении. Систематическое чередование различных видов деятельности, определенный ритм жизни также имеют важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.
  • В составлении распорядка дня важно предусматривать достаточное время для отдыха. С этой целью для школьников необходимо облегчить учебный процесс, чаще делать перерывы при выполнении домашних заданий, не перегружать их внеклассной и домашней работой и пр.
  • Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности, это вызывает у них интерес. Для детей возбудимых, подвижных подбираются занятия, игры спокойные, нешумные. Заторможенных детей нужно активизировать, развивать у них самостоятельность.
  • В режиме дня заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10–11 часов ночью и 2 часа днем, школьников 8–9 часов ночью и 1,5–2 часа днем. Прием пищи предусматривается не позже, чем за 1,5–2 часа до сна, ибо в противном случае восстановление силы нервных клеток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно. Необходимо уделять внимание витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.
  • В режим дня заикающегося ребенка включаются закаливающие процедуры. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечно-сосудистую систему, нормализуют ее работу.
  • Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание.
  • Разные виды закаливания назначаются врачом строго индивидуально в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных климатических условий.
  • Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов – легких и сердца, повышают обмен веществ. Они способствуют укреплению силы и морального духа ребенка, развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, способствуют воспитанию дисциплинированности и собранности.
  • Все это является необходимой предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов заикающегося ребенка и оказывает положительное влияние на выработку у него правильных речевых навыков. Физические упражнения для заикающихся детей приобретают лечебное значение.

Психологическая коррекция в комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии – оздоровление психики заикающегося:

  • воспитание полноценной личности;
  • воспитание правильной личностной установки на свой недостаток и социальную среду;
  • воздействие на микро-социальную среду.

Коррекционно-педагогическая работа с заикающимися

Коррекционно-воспитательной работе придаётся очень важное значение в комплексном методе преодоления заикания. Центральное место в этой работе занимает логопед. В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Но все они, так или иначе, подчиняются одной цели – воспитанию у детей и взрослых умения говорить нормальной, свободной от заикания речью.

Педагогическую часть комплексного подхода составляет коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.

Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

— Для развития всех видов речи заикающихся детей первостепенное значение имеют игры с пением (хороводы с плясовыми движениями). Они проводятся почти на каждом занятии.

— Дальнейшее закрепление активного поведения и речи заикающихся детей проходит в процессе подвижных игр. В подвижных играх дети с удовольствием двигаются, говорят в такт движениям.

— Подвижные игры нормализуют моторику заикающихся детей: в ходе игры им приходится реагировать на одни сигналы и удерживаться от движений при других, сочетать движения с ритмом речи.

— Дидактические игры особенно полезны для детей с общим недоразвитием речи. Обычно, прежде чем устранять заикание, учитель-логопед проводит работу по коррекции звукопроизношения, так как иногда с исправлением неправильного произношения исчезает и заикание.

— Вслед за дидактическими играми следуют игры-драматизации стихотворений, прозы, игры в настольный театр и творческие игры (вначале по предложению взрослого, затем по замыслу самих детей).

Коррекционная работа по системе игр проводится в несколько этапов.

На первом этапе учитель-логопед обследует состояние речи детей во время деятельности, изучает их поведение в играх и при выполнении режимных моментов, выявляет личностные особенности каждого, осуществляет коррекцию дыхания, голоса, развитие динамики речевого аппарата, составляет индивидуальный и общий с воспитателем план работы.

Второй этап — этап максимального ограничения речи. Его цель — затормозить у детей патологические рефлексы на неправильную речь, сопутствующие движения и действия, употребление лишних слов. Этот этап включает период молчания (3-6 дней) и период шёпотной речи (10-12 дней). За это время у заикающихся детей воспитываются внимание, усидчивость, подражательность, общая и ручная моторика.

На третьем этапе (облегчённых форм речи) у детей воспитывается мягкое голосоначало, слитность произношения, выразительность речи, длительность выдоха. Одновременно ведётся работа по воспитанию у заикающихся детей произвольного поведения. На данном этапе на занятиях вводятся элементы творческих игр по предложению учителя-логопеда. Материалом домашних заданий являются настольные, дидактические, подвижные игры, сопряжённо-отражённое проговаривание детьми вместе с родителями потешек, стихотворений, отрывков сказок и т.д.

На четвёртом этапе учитель-логопед продолжает работу по коррекции поведения и речи заикающихся детей. Подбор игр может быть самый различный: игры с пением, дидактические, подвижные с правилами, игры-драматизации, творческие. Обязательным условием является соблюдение во всех играх диалогической речи в вопросно-ответной форме.

Цель пятого этапа -воспитание самостоятельной речи. Учитель-логопед создает большое число игровых ситуаций, в которые органически включаются пересказы заранее подготовленного текста.

Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми:

  • Логопедические занятия реализуют основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.
  • Логопедические занятия проводятся в определенной системе, последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; с опорой на сознательность и активность детей. На занятиях используются пособия, наглядные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
  • Логопедические занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного или школьного возраста.
  • На занятиях предусматривается необходимость тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях – в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых и т.д. С этой целью используется все разнообразие логопедических технологий: разнообразные формы работы по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие в утренниках, концертах, выступления перед микрофоном.
  • Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.
  • Занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.
  • На занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающих детей, магнитофонные — и видеозаписи с выступлениями мастеров художественного слова, демонстрационные выступления ранее окончивших курс логопедических занятий и др.
  • Занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикаю- щемуся ребенку и правильного его воспитания. Организация самостоятельной работы заикающегося ребенка направляется на выполнение им заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях и в коллективе сверстников.

Источник:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2019/01/13/zaikanie-korrektsiya-zaikaniya

Читать еще:  Вазотомия носовых раковин - что это такое? Вазотомия носовых раковин: показания к операции, описание процедуры и эффективность
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector